Содержание материала
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «Длина ломаной» (ч.1, с.32,33)
ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ:
предметные: формировать умения: находить длину ломаной разными способами, применяя чертежный циркуль и оцифрованную линейку; использовать представления о длине ломаной для решения задач практического содержания; формировать умения решать текстовые задачи;
метапредметные:
регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свои учебные действия и находить под руководством учителя различные варианты ее решения на основе представленного в учебнике материала; проводить самооценку полученных результатов;
познавательные – проводить сравнения разных способов выполнения заданий, делать выводы, осуществлять поиск недостающих данных, используя разные способы, в частности беседы со взрослыми, ставить вопросы к заданному условию так, чтобы получить задачу, которая решается заданным способом, строить несложные модели для текстовых задач;
коммуникативные – продолжать развивать у учащихся умения вести диалог с учителем, работать в паре со сверстниками;
личностные: развивать положительное отношение учащихся к изучению математики, продолжать формировать понимание роли математических знаний и действий в жизни людей, развивать интерес к различным видам решения поставленной учебной задачи и к расширению математических знаний.
Ход урока
- Оргмомент
Начинаем наш урок.
Мы уложим его в срок,
Все примеры мы решим и задачи тоже.
Дружно вместе отдохнём.
Своё время сбережём.
- Самоопределение к деятельности
Подумайте, о чем говорит такая пословица?
«Поздно поднялся – день потерял!»
— Ребята, а почему иногда говорят: потерял время? Разве можно потереть время, например, как ручку или карандаш?
- Актуализация.
Вчера мы с вами учились определять время по часам. Давайте повторим.
Сколько минут в часе?
Сколько времени показывают часы?
- Работа с моделью часов
— Вспомните, что показывает большая стрелка, маленькая стрелка.
— Какое время показывают часы?
(Учитель показывает время на макете.)
— Покажите 5 ч, 7 ч, 9 ч.
— На каком числе стоит минутная стрелка? (12)
— Вспомните, сколько минут от одной цифры до другой. (5 мин.)
— Покажите 4 ч 25 мин.
— Где будет стоять маленькая стрелка? (На цифре 4.)
— Где будет стоять большая стрелка? (На цифре 5.)
— Поставьте стрелки.
— Покажите 6 ч 15 мин, 8 ч 40 мин.
2. «Блицтурнир»
1. В аквариуме было 9 литров воды, добавили еще 3 литра воды. Сколько стало?
2. В гараже стояло 18 машин. Из них 9 грузовиков. Сколько легковых?
3. На 1 книжной полке стояло 7 книг, а на второй на 3 книги больше. Сколько стояло на двух полках?
4. В зоопарке 3 льва и 8 львиц. Сколько хищников в зоопарке?
3. Повторим состав числа второго десятка и узнаем, над чем будем работать сегодня. Найдите значения числовых выражений.
6 + 7 Л 20 – 19 Л
12 – 7 О 8 + 4 И
15 – 15 М 7 + 2 Н
14 – 6 А 9 + 5 И
11 – 7 Н 6 + 9 Я
5 + 6 А
11 – 9 Я
Сегодня мы будем учиться находить длину ломаной линии разными способами.
- Работа по теме урока.
Работа по учебнику
(У учащихся на партах лежат цветные нитки, линейки и циркули.)
— Рассмотрите рисунок на стр. 33.
— Составьте рассказ по рисунку.
— Одинаковы ли дорожки?
— Как определить какая дорожка длиннее?
— Измерьте длину синей дорожки.
— Запишите.
— Измерьте длину красной дорожки.
— Запишите.
— Какая дорожка длиннее?
(Проводится фронтальная работа по обсуждению того, как можно найти длину ломанной линии. Один из способов: узнать длину каждого звена и найти сумму этих длин.
Рассматриваем по учебнику этот способ, учащиеся убеждаются в правильности сделанного ими вывода.
Далее под руководством учителя дети рассматривают другой способ определения длины ломанной. Проводится сравнение двух способов. Делается вывод.)
- Первичное закрепление нового материала.
Выполнение задания №2 стр. 32. Работа в паре – повторим правило работы в паре. (Одному ученику предлагается выполнить задание одним способом, партнеру – другим.)
Физкультминутка.
Одолела нас дремота,
Шевелиться неохота?
Ну – ка делайте со мною:
Руки вытянуть пошире
Раз, два, три, четыре, пять,
Наклониться – три, четыре
И на месте поскакать.
На носки, потом на пятку
Все мы делаем зарядку.
- Закрепление изученного:
- Сравнение значений величин, устное выполнение задания № 3 с обоснованием ответа;
Учащиеся высказывают свои предположения, учитель уточняет их.
- Решение круговых примеров (задание № 7).
- Формирование и развитие умений решать текстовые задачи.
- Задание № 4 ученики выполняют устно, обосновывая выбранные для дополнения условия числа и значения величин.
- Решение задачи № 6 с составлением краткой записи на доске.
- Самоконтроль и самооценка.
Выполнение разноуровневых заданий на карточках с самопроверкой по эталону.
- Итог урока. Рефлексия.
— какая была тема урока?
— какие цели ставили на урок и какие выполнили?
— интерактивный метод «Не законченное предложение»
— мне было легко…
— мне было трудно…
— мне надо потренироваться…
— как вы оцениваете свою работу на уроке и ее результаты? (можно использовать «Светофор».)
Используемая литература:
- Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч.1. М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
- Математика. Методические рекомендации. 2 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/С.И.Волкова, С.В.Стапанова, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова. – М.: Просвещение, 2012.
- Поурочные разработки по математике. 2 класс. Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко – М.: ВАКО, 2013.
Видео
Признак замкнутости ломаной линии
Классификация ломаных линий прежде всего осуществляется по свойству замыкания.
Замкнутая ломаная линия — фигура, у которой конечная позиция совпадает с начальной. Иначе говоря, когда она заканчивается в том же месте, где начиналась.

Яркие представители — треугольник и квадрат, а также остальные виды многоугольников:

Незамкнутая ломаная линия — фигура, которая приходит в позицию, отличающуюся от начальной.

Время от времени, у учащихся возникает вопрос: «Как определить, замкнутая фигура или нет?». Ответ будет весьма прост:»Когда число отрезков равно количеству вершин — она замкнутая, а при наблюдающемся неравенстве — незамкнутая».
В качестве дополнительного вида рассматривают понятие самопересекающаяся ломаная линия — та, которая скрещивается на пути своего следования. Для данного термина не имеет значения сколько раз произошло пересечение.

На рисунке отмечены точки пересечения — S, P, а также вершины — A,B,C,D,E,F.
Иногда люди спрашивают — «Могут ли вершины являться точками пересечения?». Чтобы найти ответ, обратите внимание на рисунок с пересекающейся и одновременно замыкающейся — ломаной линией:

Изображение отличается от предыдущего: отрезок EB перемещён, поэтому вершина A приобрела статус точки пересечения.
Длина ломаной
Длина ломаной — это сумма длин всех её звеньев. Длина замкнутой ломаной, не имеющий самопересечений, то есть длина многоугольника, называется периметром.
Пример 1. Найти длину ломаной из 3 звеньев.
Решение: Для нахождения длины ломаной, состоящей из трёх звеньев, надо сложить длины всех её звеньев. Длина ломаной ABCD будет равна:
AB + BC + CD = 4 см + 3 см + 2 см = 9 см.
Ответ: Длина ломаной ABCD равна 9 см.
Пример 2. Найти длину замкнутой ломаной.
Решение: Найдём периметр замкнутой ломаной, сложив длины всех её звеньев:
AB + BC + CD + DA = 3 см + 5 см + 4 см + 5 см = 17 см.
Ответ: 17 см.