Что такое сложные предложения и как их отличить от простых

Сложное предложение

Речь человека состоит из предложений, причем определить, о чем он говорит, можно, найдя грамматическую основу этого предложения – подлежащее и сказуемое. Но что, если в предложении больше, чем одно подлежащее и сказуемое, если в нем говорится о разных предметах и явлениях? Ответ на этот вопрос даст очень важная тема, которую проходят в 3 классе. Видео

Видео

Виды сложных предложений

Сложная конструкция, как видно из названия, состоит (сложена) из простых, которые объединены в одно целое при помощи:

  • смысла;
  • интонации;
  • союзов и союзных слов.

Комбинацией использованных связующих элементов и взаимоотношениями между частями определяется вид.

Бессоюзные конструкции связаны при помощи первых двух из перечисленных связующих элементов, союзные используют все три.

  • Хлынул дождь, и по дорогам побежали водяные струи. (Сложносоч., между частями сочинит. союз.)
  • Лыжный поход состоится, если погода не испортится. (Сложноподч., союз подчинит.)
  • Михаил Петрович расположился в кресле поудобнее: трансляция футбольного матча должна была начаться с минуты на минуту. (Бессоюзн.)

Сложносочиненные предложения

Сложносочиненные пред­ло­же­ния объ­еди­ня­ют про­стые пред­ло­же­ния, кото­рые явля­ют­ся меж­ду собой син­так­си­че­ски рав­но­прав­ны­ми. Между ними суще­ству­ет сочи­ни­тель­ная связь, кото­рая выра­жа­ет­ся с помо­щью союзов:

  • соеди­ни­тель­ных (и, да, тоже, так­же, ни…ни);
  • про­ти­ви­тель­ных (а, но, да=но, зато, толь­ко, же);
  • раз­де­ли­тель­ных (или, либо, не то…не то, то…то).
Определение

Сложносочиненное пред­ло­же­ние — это слож­ное пред­ло­же­ние, в соста­ве кото­ро­го про­стые рав­но­прав­ные пред­ло­же­ния соеди­не­ны с помо­щью сочи­ни­тель­ных союзов.

Примеры сложносочиненных предложений

Налетел ветер, и летят с дере­вьев раз­но­цвет­ные листья, кру­жась в осен­нем хороводе.

В поле све­жий ветер румя­нит щёки, в лесу тоже лег­ко дышит­ся сре­ди сосен.

Сверкнула осле­пи­тель­ная мол­ния, а затем раз­дал­ся оглу­ши­тель­ный удар грома.

Либо она ско­ро сама при­дёт, либо толь­ко позвонит.

Не то послы­шал­ся писк какой-то пти­цы, не то скрип­ну­ла дверь.

Определение грамматической основы предложения

Начнем с того, что в любом  предложении есть его смысловой и грамматический центр — это и есть его грамматическая основа (подлежащее и сказуемое).

Самый распространенный вариант основы — это тот случай, когда подлежащее выражено именительным падежом существительного (или местоимения), а сказуемое — глаголом.Примеры: Земля вращается вокруг Солнца.  Кто-то стучит в дверь.

Дело в том, что основа предложения «может быть сконструирована» практически из любых частей речи, не всегда из существительного и глагола. В таких случаях определить грамматическую основу, а значит, простое или сложное предложение, несколько сложнее.

Подлежащим может быть не только существительное или местоимение. Примеры:

  • Счастливые часов не наблюдают. (Здесь подлежащее в форме имени прилагательного)
  • Отдыхающие  собрались на веранде. (Здесь в форме причастия)
  • Семеро одного не ждут. (Здесь в форме числительного)
  • Учиться — всегда  пригодится. (Уже  выражено неопределенной формой глагола)
  • На солнышке  Полкан с Барбосом грелись. (И даже словосочетанием)

Сказуемое тоже не всегда выражено глаголом. Примеры:

Некоторые из способов выражения сказуемого

  • Я  хочу заниматься спортом. (Сказуемое составное глагольное, т.е. оно состоит из двух глаголов, один их которых стоит в неопределенной форме)
  • Книга — это  волшебница. (Сказуемое выражено именем существительным)
  • Моя сестра будет врачом.  Сказуемое составное именное, т.е. главная его часть выражена именем существительным + связка быть)

Отсюда становится ясно, что для правильного определения, сложное или простое перед нами предложение, нужно тренироваться в нахождении основы в предложении, уметь быстро определять его главные члены.

Важно!  При этом важно различать (и ни в коем случае не смешивать их!) члены предложения и части речи. (Части речи «работают» в предложении  каким-то из членов предложения)

Виды сложных предложений и их характеристики

В русском языке две больших группы предложений — бессоюзные и союзные. Умение определить средства связи внутри предложения поможет в классификации и подскажет, какой это тип предложения. 

Сложные предложения 

Бессоюзные Союзные 
СложносочиненныеСложноподчиненные

Части бессоюзного предложения равнозначны.

В такой конструкции несколько грамматических основ, не используются союзы и союзные слова.

Сложносочиненное предложение характеризует сочинительная связь между несколькими простыми частями внутри него.

Эти составные части равнозначны и НЕ подчиняются друг другу. 

Главная особенность сложноподчиненного предложения в том, что от главной части можно задать вопрос к придаточной части, которая поясняет, дополняет главную часть.

Части связаны между собой интонацией, союзами, союзными словами и смыслом. 

Это было великолепное время: мы гуляли до ночи и наслаждались шумом морских волн. 

 

Возможные схемы предложений, союзов нет:

[ ], [ ], [ ]. 

[ ]: [ ]. 

[ ] — [ ]. 

[ ]; [ , ].  

Писатель многогранно отобразил в своем произведении переживания героя, и я прочла книгу от корки до корки несколько раз. 

 

Возможные схемы предложений:

[ ], а/но [ ]. 

[ ], и/да/тоже [ ]. 

[ ], или/либо [ ]. 

Не то/то ли [ ], не то/то ли [ ]. 

Я ждал новогодних каникул особенно сильно, потому что наконец-то приедет в гости бабушка. 

Возможные схемы сложноподчиненных предложений:

[ ], (какой/который/что ). 

[ ], (чтобы/как будто/как/сколько/зачем/где ).

[ ], (где/куда/откуда ).

Основные группы союзных предложений

Союзные предложения делятся на :

  • сложносочиненные;
  • сложноподчиненные

 

В сложносочиненном предложении простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительными союзами.

 

Например.

  • Весна пришла, но еще стоят морозы.

Предложение состоит из двух простых. Они являются самостоятельными и не зависят друг от друга. Их можно разъединить. «Весна пришла». «Но еще стоят морозы». Смысл не изменился.

 

В сложноподчиненном предложении одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительными союзами.

 

Независимое предложение называется главным, а зависимое (подчиненное ему) называется придаточным.

Например.

  • Дверь кухни была закрыта, чтобы оттуда не шли запахи.  Главное предложение: Дверь кухни была закрыта. Задаем вопрос: почему? «чтобы оттуда не шли запахи» — придаточное. Данные предложения мы не можем разъединить, т.к они не могут существовать как самостоятельные.

Сложные предложения с разными видами связи

В сложных предложениях, включающих более двух простых, взаимодействие между ними строится на основе любых из перечисленных типов связи.

  • Когда автомобиль повернул на перекрёстке, улица впереди оказалась запружена транспортом, и стало ясно, что прибыть на торжество вовремя супруги не успеют.

  Что такое сказуемое в русском языке

Конструкция содержит четыре части, из которых вторая с третьей связаны союзной сочинительной связью, первая подчинена второй и представляет собой обстоятельственное придаточное времени, а четвёртая подчиняется третьей в качестве придаточного изъяснительного.

Бессоюзные предложения

Бессоюзное слож­ное пред­ло­же­ние стро­ит­ся по смыс­лу из про­стых пред­ло­же­ний и оформ­ля­ет­ся инто­на­ци­он­но. Между про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми нет сою­зов или союз­ных слов, а суще­ству­ет толь­ко смыс­ло­вая и инто­на­ци­он­ная связь.

В зави­си­мо­сти от смыс­ло­вых отно­ше­ний меж­ду про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми ста­вит­ся либо запя­тая, либо тире, либо двоеточие.

Из-за леса вста­ло золо­тое солн­це, запе­ли пти­цы, ожи­ли горо­да и посёлки.

Раздался удар гро­ма — полил дождь как из ведра.

Существует мне­ние: Петербург похож на Венецию.

Сколько может быть простых предложений в сложном?

Как такового правила о количестве грамматических основ в составе сложного не существует. Однако чаще всего в него входят от трех до четырех грамматических основ. Иначе оно будет перегруженным.

Пример разбора сложного предложения
Пример разбора сложного предложения

Сложные предложения, в составе которых есть односоставные

Сложность представляют также такие предложения, в которых одно из них может иметь основу, состоящую только из одного члена предложения. С ними надо быть особенно внимательными.

Пример: Осень наступила1, и сразу похолодало. 2

Предложение сложное, в нем две основы, но вторая основа состоит только из сказуемого.

Сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные предложения

Сложные предложения делятся на союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные.

Сложносочиненное предложение состоит из равноправных простых предложений. Они соединены сочинительной связью — то есть одинаковы, от одного предложения к другому нельзя поставить вопрос. Используются сочинительные союзы: а, и, но, однако и другие.Пример: Гости вошли в помещение, и вскоре отовсюду зазвучала музыка.

Сложноподчиненное предложение состоит из главного предложения и одного или нескольких придаточных, зависимых от него. От главного предложения к придаточному можно поставить вопрос. Используются подчинительные союзы и союзные слова: что, чтобы, потому что, когда, если и другие.Пример: Мы еще не были знакомы, когда оказались на этой вечеринке.

Бессоюзное предложение не имеет никаких союзов, простые предложения в его составе разделяются, например, запятыми. Связь между частями предложениями только смысловая.Пример: Прозвенел звонок, дети зашли в класс.

Сложное предложение смешанного типа может содержать одновременно сочинительную, подчинительную и/или бессоюзную связь.Пример: Вы сказали, что не сможете приехать на конкурс, и мы решили пригласить других участников, чтобы было кому выступать.

Что мы узнали?

Определение сложного предложения само по себе достаточно простое: это такая единица языка, в которую входит не одна грамматическая основа, а несколько (как минимум две и больше). Эти части могут соединяться только интонацией (знаком препинания) или интонацией и союзом. Чтобы разобрать сложное предложение, нужно сначала найти все его основы, а потом определить, каким образом они соединены между собой. Это достаточно простой и понятный алгоритм.

СПП с придаточными обстоятельственными

Придаточные обстоятельственные относятся к глаголам-сказуемым или обстоятельствам в главном предложении. Они уточняют цель, время, место, причину и т.д. действия и делятся на следующие виды:

Виды Вопросы Союзы и союзные слова
1. Образа действия и степени как?

каким образом? в какой степени?

как будто, словно, сколько, насколько, чтобы
2. Места где? куда? откуда? где, куда, откуда
3. Времени когда? с каких пор? до каких пор? едва, когда, с тех пор как, до тех пор, пока и др.
4. Причины отчего? почему? так как, ибо, потому что, что, вследствие того, что и др.
5. Условия при каком условии? если, раз, когда, если … то и др.
6. Сравнения как что? подобно чему? чем что? чем кто? словно, будто, точно, как, чем
7. Цели зачем?

с какой целью?

чтобы, для того чтобы
8. Следствия что из этого следует? так что
9. Уступки вопреки чему? несмотря на что? пускай, пусть, как ни, хотя, несмотря на то что
Примеры:
  • Федор Иванович поступил так великодушно (как? каким образом? в какой степени?), как никто не предполагал.
  • Птицы летели туда (куда?), где была их родина.
  • На ночлег они останавливались там (где?), где их не могла достать пуля браконьера или хищный зверь.
  • Дверь была распахнута настежь (когда?), когда Анна вбежала во двор.
  • Она искала сына до тех пор (до каких пор?), пока не нашла его.
  • Мы вернулись домой засветло (несмотря на что?), хотя нам разрешат остаться на рыбачке до утра.
  • Сома мы так и не вытащили (несмотря на что? вопреки чему?), как ни старались.

Классификация сложноподчиненных предложений по типу подчинения придаточных

Если к придаточным задается один и тот же вопрос от всего главного или от одного и того же слова в главном, то подчинение таких придаточных – однородное: «Он знал, что пора возвращаться, что мост не будет опущен на всю ночь, что ветер к утру переменится». Смотрите, тут от одного и того же слова «знал» задается один и тот же вопрос «о чем?» ко всем придаточным: знал (о чем?), что пора возвращаться; знал (о чем?), что мост не будет опущен; знал (о чем?), что ветер переменится.

Один вопрос, одно главное слово – один «род», однородное подчинение.

Если от главного задается вопрос к первому придаточному, от первого придаточного ко второму, а от второго к третьему, то получается последовательное подчинение. Например: «Я ждал (чего?), что закончится буря (какая?), которая загнала меня в эту деревню (какую?), где я чувствовал себя бесконечно одиноким (почему?), потому что не мог поговорить ни с одним человеком».

Если вопрос к придаточным задается от разных слов в главном, то подчинение параллельное: «Старик жил у моря (какого?), которое манило его к себе, но не выходил к нему (почему?), потому что был стар».

Главное предложение здесь «Старик жил у моря, но не выходил к нему». К первому придаточному вопрос задается от слова «море», ко второму – от слова «не выходил».

Если в одном предложении одновременно сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь или даже что-то одно из двух, то такие предложения называются сложными синтаксическими конструкциями (ССК).

Например: «На улице шел дождь, и когда мы зашли домой, его все еще было слышно за стеклами». Схема этого предложения будет выглядеть так (главные предложения в квадратных скобках, придаточные – в круглых: {[…]}, и {(когда…),[…]}.

ССК – отдельная большая тема, поговорим о них в другой статье.

Ошибки в сложных предложениях: ошибка в построении сложного предложения

Одно из заданий в ЕГЭ по русскому языку — найти ошибку в построении сложного предложения.

К типичным ошибкам в сложных предложениях относятся:

Избыточные союзы с близким значением: Лучше сделать это сразу, чем нежели откладывать на потом.

Избыточное употребление частицы «бы»: Я прошу, чтобы вы сказали бы мне правду.

Лишнее указательное слово в главной части предложения: Она сказала то, что это неправда.

Неправильно использованный союз: Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.

Повторное употребление одного и того же союза при последовательном подчинении нескольких придаточных: Я просил, чтобы вы сказали им, чтобы они не опаздывали.

Несогласованность придаточной части: Матрена была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит село.

Нарушение смысла при отделении слова «который» от замещаемого слова: Я увидел человека в доме, который раньше был на улице.

Использование причастного оборота и придаточного как однородных членов: На столе лежали книги, купленные недавно и которые мне хотелось прочитать.

Для примера разберем пару заданий из ЕГЭ нового формата:

Задание 1. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

Грамматические ошибки

Предложения

А) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

Б) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

В) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

Г) ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­го пред­ло­же­ния

Д) на­ру­ше­ние ви­до­вре­мен­ной со­от­несенно­сти гла­голь­ных форм

1) На уроке все, кто про­чи­тал учеб­ник, смог вы­пол­нить са­мо­сто­я­тель­ную ра­бо­ту.

2) Ве­че­ром мы уже были на ту­ри­сти­че­ской базе, ко­то­рая сто­я­ла на бе­ре­гу моря и за­ни­ма­ла почти пол­пар­ка.

3) Я не за­ме­тил, что был ли кто-ни­будь еще так рас­стро­ен, как она.

4) Тех, кто в ХVIII сто­ле­тии вы­ска­зал пред­по­ло­же­ние о воз­мож­но­сти пе­ре­да­чи энер­гии по про­во­дам, счи­та­ли фан­тазерами.

5) Об ис­то­рии со­зда­ния Тре­тья­ков­ской га­ле­реи рас­ска­зы­ва­ет Л. Во­лын­ский в книге «Лицо вре­ме­ни».

6) Со­глас­но плану опе­ра­ции, мне было по­ру­че­но уни­что­жить за­сев­ше­го снай­пе­ра на де­ре­ве.

7) Никто не уди­вил­ся, что он идет и стал ко­пать вме­сте с ра­бо­чи­ми

8) В жур­на­ле «Юно­сти» была опуб­ли­ко­ва­на ре­цен­зия на новый сбор­ник сти­хов мо­ло­дых по­этов.

9) Бла­го­да­ря ду­шев­но­сти, доб­ро­те, вза­и­мо­по­ни­ма­нию ро­ди­те­лей в семье все­гда ца­ри­ли мир и со­гла­сие.

Правильный ответ: 68137Ошибка при построении сложного предложения допущена в пункте 3: «Я не заметил, что был ли кто-нибудь еще так расстроен, как она». Использован лишний союз — «что». При наличии частицы «ли» союз не ставится.

Задание 2. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

Предложения

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) ошибка в построении сложного предложения

Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

1) Каждый, кто читал повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.

2) Прекрасны бывают не только nобеды, но и поражения, не только корабли, но и причалы.

3) Села розовая птица на песчаный берег и так неторопливо сложила свои волнистые крылья, что как будто кружевной подол платья подобрала.

4) По приезде хорошо знавший город гость легко разыскал ту улицу, которая ему была нужна.

5) Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.

6) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

7) История обогатила нас новыми идеями и расширяет наш умственный горизонт.

8) В журнале «Науке и жизни» не раз публиковались статьи о достижениях генной инженерии.

9) Иллюминатор согласно боевой обстановке был тщательно занавешен.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:Правильный ответ: 68137Ошибка при построении сложного предложения допущена в пункте 3: «Села розовая птица на песчаный берег и так неторопливо сложила свои волнистые крылья, что как будто кружевной подол платья подобрала». Ошибка снова в том, что использован лишний союз — «что».

Теги

Популярные:

Последние: